Интересное

Михаил Врубель: рисунки и наброски

Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета — все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».

Так, пелена снега оживляется лишь узкой проталинкой и темными ветками деревьев. Этот простой мотив на рисунке передается прихотливыми отрывистыми штрихами, образующими фантастический узор. На расстоянии штрихи сливаются и создают полное ощущение снежной фактуры. Будто видны тени на сугробе, но снег изображен поверхностью листа, совершенно не тронутой карандашом.



Дворик зимой. 1903-1904

Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен — от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская «демоническая пристальность» (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение — род слепоты к посюстороннему, третируемому как «мелочи будничного». В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение. Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. Вывод этот таков:

«Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть — прежде всего — ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе».



Михаил Александрович Врубель, 1897 год.

Дерево у забора. 1903-1904

Надгробный плач. 1887

Кровать. Из цикла Бессоница, 1904-1905

Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани…). 1890-1891

Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884

Белая азалия с листьями. 1886-1887

Портрет В. С. Мамонтова. 1890-1891

Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905

Голова пророка. 1904-1905

Тамара и Демон. 1890-1891

Тамара в гробу. 1890-1891

Тамара в гробу. 1890-1891

Обручение Марии с Иосифом. 1881

Шестикрылый серафим

Глова Демона. 1890-1891

Голова Демона на фоне гор. 1890-1891

Левая рука художника. 1882-1883

Свидание Анны Карениной с сыном. 1878

Раковина. 1904

Раковина. 1904

Платье. 1900

Портрет В. А. Усольцевой. 1905

Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905

Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904

Герман и Елецкий, 1901. Эскиз костюмов к опере П.И.Чайковского «Пиковая дама»

Пленные печенеги, 1896. Эскиз костюма к опере А.Н.Серова «Рогнеда»

Автопортрет. 1883

Тамара и Демон. 1890-1891

Журналист, читатель и писатель.

Русалка плыла по реке голубой.

Демон, смотрящий в долину

Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904

Голова Демона.

Женская голова (Э. Л. Прахова). 1884-1885

Автопортрет. 1904

Демон летящий.

Роза в стакане. 1904

Демон смотрящий

Белая азалия без стебля. 1886-1887

Портрет Валентина Серова. 1885

Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905

Портрет доктора Ф. А. Усольцева. 1904

Танец Тамары. 1890-1891. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон».

Автопортрет. 1885

Портрет молодого человека. 1903-1904

Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Демон и Ангел с душой Тамары.

Демон стоящий.

Демон у ворот монастыря.

Белая азалия с листьями. 1886-1887

Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской Михаила Врубеля в Венеции. 1885

Демон у стены монастыря.

Измаил-Бей. Кирибеевич.

Автопортрет. 1905

Добавить комментарий